Официальный сайт казённого  образовательного учреждения Воронежской области

Главная | Мой профиль | ВыходRSS

Землянская  школа - интернат  для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья Вт, 20-Ноября-2018,  

Адрес: Российская Федерация   396 920 Воронежская область, Семилукский район,село Землянск, улица Ленина 12.  e-mail:  Zemlynsk.int-8v@yandex.ru  телефон (факс):  +7 (47372) 31-1-53                         

                                                                                                                                                                                                                                                             


Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Программы

Скачать материал в формате doc

Коррекционно-развивающая

программа

 

«Повышение уровня адаптации

 к школьному обучению

учащихся пятого класса

 при переходе из начального звена

 в среднее»

Обоснование необходимости создания данной программы

 

Переход изначального  в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

В средней школе коренным образом меняются условия обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе: классный руководитель – учителя-предметники, к кабинетной системе.

 С педагогической точки зрения этот период характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам. С психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

Наблюдение за детьми, общение с ними в этот период показывает, что они растеряны, не могут понять, как теперь надо общаться с учителями, какие требования обязательны для выполнения, а какие нет.

Как показывает практика, большинство детей переживают этот период как важный шаг в их жизни.

С одной стороны, ученики начинают понимать и осознавать этот период как шанс заново начать школьную жизнь, наладить взаимоотношения с учителями, научиться занимать самостоятельную, равноправную позицию и сочетать ее с уважением к мнению старших.

С другой стороны, дети переживают общий негативный эмоциональный фон со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка. Это, по-видимому, основывается на том, что у детей сформирован стереотип «одного учителя», и на этом этапе  процесса адаптации они еще не научились конструктивно взаимодействовать с новыми учителями, проявлениями их характера, соответствовать их требованиям, что и вызывает страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, достаточно сильно выражено у пятиклассников. Однако, проявляется страх самовыражения и страх ситуации проверки знаний. Стремясь получить хорошую отметку, ученик волнуется, теряется и, естественно, получает оценку ниже своих знаний, что в свою очередь, ведет к негативным эмоциональным переживаниям ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Для решения этих и других проблем адаптации пятиклассников, нами была разработана данная программа коррекционно-развивающих занятий.

Цели программы:

- снизить уровень негативных эмоциональных  переживаний, связанных с учебной деятельностью;

- уделить внимание личностному росту воспитанников посредством оказания им психологической поддержки в период перехода из младшего звена в среднее.

 

Предмет психокоррекции – эмоциональная сфера детей:

* состояние дискомфорта;

* зависимость от окружающих;

* тревожность

 

Объект психокоррекции: пятиклассники с низким уровнем адаптации и высоким уровнем тревожности.

 

Задачи коррекционно-развивающей работы:

- снятие эмоционального напряжения и тревожности детей;

- эмоциональное осознание своего поведения;

- развитие осознания своего собственного «Я», развитие чувства уверенности, самопринятия;

- обучение приемам ауторелаксации, приобретение навыков саморасслабления;

- развитие и обогащение навыков адекватного, конструктивного поведения и общения с окружающими;

- повышение самооценки и самоуважения учащихся;

- развитие навыков учения.

 

Методы коррекции:

- экспрессивные методы творческого самовыражения в рисунках, танцах, движениях, пластике, письменных работах;

- анализ конкретных ситуаций;

- внушение на фоне релаксации;

- игровое моделирование;

- микродискуссии;

- суггестивная поддержка;

- работа с мандалами.

 

Технологии работы:

- психоанализ,

- арттерапия, психосинтез,

- телесно-ориентированная терапия;

-сказкотерапия;

- психогимнастика;

- суггестивная терапия.

 

Данная программа подготовлена для  группы детей с низким уровнем адаптации и высокой тревожностью. Количество детей в группе – 7-8 человек.

Занятия проводятся после уроков, два раза в неделю по одному академическому часу.

Для обследования эмоционального отношения к школе пятиклассников в начале учебного года были использованы следующие методики:

- тест тревожности Филипса;

- методика А.И Баркана «Рисунок школы»;

- полупроективная методика сочинения авторов Е.И.Афанасьевой и Н.Л.Васильевой;

- методика Лутошкина «Цветопись»;

- «Рисунок несуществующего животного».

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов в неделю

Осознание учащимися своего «Я»

1

Знакомство. Развитие осознания своего «Я»: себя в роли ученика, своих интересов, опасений, себя как носителя определенного имени. Развитие чувства уверенности в своих силах, самопринятия.

 

2 часа

2

Знакомство с понятием «настроение». Развитие умения почувствовать свое настроение и выразить его различными способами. Развитие внутренней компетенции.

 

2 часа

3

Развитие чувственного восприятия. Повышение самоуважения и самооценки.

2 часа

Развитие навыков учебного сотрудничества

4

Развитие чувства принадлежности к группе. Развитие навыков умения ладить с людьми, вступать в контакт. Сотрудничество со сверстниками.

 

2 часа

5

Развитие навыков учения. Достижения успеха.

2часа

6

Итоговое занятие. Контроль адаптации.

2 часа

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Алан Д. Ландшафт детской души. Психологическое консультирование в школах и клиниках. – СПб.  – Мн., 1997. – 256 с.
  2. Ассоджоли Р. Психосинтез: теория и практика. – М., 1994. – 314 с.
  3. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя… - М.: Независимая фирма «Класс», 1996. – 224 с.
  4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 289 с.
  5. Оклендер В. Окна в мир ребенка. – М.: Независимая фирма «Класс», 1997. – 336 с.
  6. Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2000. – 528 с.
  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие; В 4-х томах. – М.: Генезис, 1998. – 160 с.

 

 

 

 


Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz